четверг, 8 сентября 2016 г.

Сочи-Абхазия//апрель 2016//часть 1

Спустя полгода у меня наконец дошли руки написать о нашей весенней поездке в Сочи и Абхазию с ребенком 1 год 3 месяца на самолете/машине.
Небольшое предисловие:
мы ездили впятером: я, муж Женя, Полина и наши друзья Дима и Лера, во второй половине апреля, провели 5 дней в Сочи и 7 дней в Абхазии.

Компания:
Изначально мы собирались поехать втроем на машине с остановкой в Ростове. Да, сейчас этот безумный план кажется мне идиотским, потому что Полина никогда не жаловала машину и автокресло. Но звезды сложились чудесным образом так, что с нами захотели поехать Дима и Лера, поэтому, недолго думая, мы решили разделиться. Женя и Дима поехали на машине на 2 дня раньше нас: первую ночь ночевали у Жениной бабушки на даче, которая удачно расположена по направлению М4-Дон уже за Видным и Домодедово; а мы с Полиной и Лерой налегке полетели на самолете, взяв билеты без багажа. Вообще это была крутая идея во всем: у нас там была своя машина, мы не заморачивались с транспортом абсолютно, могли взять с собой столько вещей, сколько влезет в машину, поехать куда угодно (почти), но и обойтись без изнуряющего трипа Москва-Сочи впятером в одном кроссовере с годовасом. Плюс ребята - наши любимые друзья, нам было весело, комфортно и интересно.

Дорога:
Как я уже упомянула, мальчики выехали из Московской области в 6 утра и долетели до Ростова по М4-Дон к 9 вечера, ночевали в отеле Родина, который находится не в самом Ростове, а у трассы, что помогло сэкономить время, (Женя, спасибо за рекомендацию ;) позавтракали и поехали в сторону Сочи.
Думаю, ничего нового я не скажу, что по их отзывам Дон хорош, а на подъезде к Сочи начинается серпантин, который в целом они преодолели спокойно.

Мы с девочками летели из Домодедово компанией S7, билеты без багажа обошлись примерно в 8тыс. туда-обратно.
Долетели отлично, Полина спала весь полет 2.20, но я специально подбирала время под ее сон. Конечно, это было жутко неудобно, жарко, но терпимо. Кормили, кажется, просто сэндвичами.
В аэропорт отель прислал за нами такси. Не знаю, был ли другой вариант, но я несколько раз уточнила, что нужно кресло для ребенка 8 кг. Кресло приехало такое, что толку от того, что я туда Полю посадила, было меньше, чем ее страданий в нем. Какие-то разболтанные ремни, затертые и не затягивающиеся, кресло старое и вообще не по возрасту. Честно, не могу сказать, можно ли было этого избежать и есть ли такси с более удачными креслами.

Везде перемещались на машине, с парковкой туго было только в самом Адлере и в центре Сочи, у Олимпийского парка с этим в общем не было проблем, в Роза Хуторе парковки в основном платные. В Красной Поляне тоже проблем с парковкой не было, в Хосте у Тисо-Самшитовой рощи тоже припарковались спокойно.

В Абхазию мы двинулись неспешно, часов в 9-10 утра, позавтракали и поехали. Час до границы, час на границе. Пассажиры проходили границу отдельно, пешком, мы семьей проезжали на машине. Из документов нужны были паспорта российские, свидетельство о рождении ребенка и документы на машину (свидетельство о регистрации, страховка, права водителя). Оттуда час до Гагры, мы жили уже практически на выезде из нее.
Обратно мы выехали в 5:30 из Гагры, ровно 1 час на границе и оттуда буквально 20-30 минут до аэропорта. Приехали мы туда рано, т.к. были голодные все, а вне аэропорта поблизости в это время реально было найти только фастфуд.

В аэропорту Адлера есть детская игровая комната. Чтобы в нее попасть, нужно зайти с ребенком и своим паспортом в медицинский кабинет, там у него посмотрят (или не посмотрят) голову на вшей, выпишут справку, что ребенок здоров. (здесь должен быть задумчивый смайлик эмоджи). Комната, конечно, обнять и плакать. Пыльные стремные ковры, потертые стремные диваны, стремные игрушки, но Полине понравилось, на полчаса мы там зависли и пошли на регистрацию. К слову, небольшая игровая зона есть и уже в зале ожидания.
В самолет я брала для Полины новые игрушки, книжку с наклейками, из еды - фрустики и пюре в мягкой упаковке, запасной комплект одежды, подгузы, салфетки, сосудосуживающие капли. Последнее не понадобилось, грудь отлично спасала в любой ситуации. Обратно в самолете не спала, проснулась прямо перед посадкой, но летели хорошо: не буянила, а в середине полета жещина, сидевшая с нами у окна, пересела на другое место и мы вольготно расположились втроем на трех креслах. Ну и до аэропорта и из него мы с ней добирались на Аэроэкспрессе с Павелецкого вокзала и на метро. Коляски у нас с собой не было, только эрго рюкзак. Но по опыту полетов с ребенком с S7 знаю, что даже с билетом без багажа можно бесплатно брать коляску, автокресло.

Проживание:
В Сочи мы остановились в Красной Поляне. Отели выбирала я, еще тогда, когда мы собирались ехать втроем. Не знаю, почему именно в Поляне, может, мне хотелось поближе к горам, да и в Адлере мне не попалось ничего такого, чтобы зацепило. Мы жили в отеле Парк Шале Резиденция. Я не спец, но поставила бы ему 5 с минусом. Территория супер, облагороженная, виды нереальные из окон, номера супер уютные, огромные окна, ванная, у ребят на втором этаже был большой балкон с космическим видом на горы. Завтрак тоже хорош (включен): каши (молочные только, правда, но Лере по ее просьбе специально варили просто гречку), салаты, яичница, булки, бутерброды, фрукты, чай-кофе-морс, ну в общем, мы наедались хорошо с утра. Из минусов я бы отметила уборку. Кажется, у нас убирались. Но я не уверена. Пыльно было, к сожалению. А еще нас поселили в очень странный номер. Обычный, но окна выходили на террасу, вот прям из окна можно было вылезти на нее. НО. Она принадлежала соседнему номеру. То есть, они там тусовались, прямо у нас за окном! Вот буквально, откроешь окно - и ты с ними. И все слышно, конечно. Но соседи попались адекватные и не шумели после 9. Если что, это был номер 1 на первом этаже ;) Еще, нам дали кроватку детскую. Вот это вообще смех, потому что никакая это не кроватка, а просто манеж. Как ребенку в ней спать, я не представляю. Хорошо, что Полина и так спит с нами, так что это не оказалось проблемой, но для кого-то ведь может и оказаться.
А так все у них есть: парковка, вайфай, кухня, ресторан и бар (к слову, в который Женя, Дима и Лера пошли в последний вечер, и ушли оттуда с сожалением, что мы не заходили туда раньше. Сказали, очень было хорошо и вкусно).

В Абхазии мы жили в Гагре, в отеле Мельница. Наш большой трехкомнатный номер (две спальни, гостиная, туалет, душ, стиральная машина, микроволновка, холодильник, сушилка для белья, триколор тв и прочие плюшки плюс какая-то старинная мебель с претензией на антиквариат) располагался над рестораном. Из плюсов я бы отметила в нашей комнате огромную кровать, стиральная машина это, конечно, тоже очень круто. Но пожаловаться на грязь тоже пришлось, У Полины были вечно грязные колготки (она еще не ходила). А еще там было холодно, с середины дня пахло едой, не было посуды вообще никакой, периодически отрубался свет и интернет, и где-то очень близко несколько дней сверлили. Наверное, если там только ночевать, то пойдет. После того, как Лера пожаловалась, у нас стали хотя бы убираться.
Но в ресторане нам любезно одолжили посуду, и вообще удобно было, что еду можно было оттуда взять в номер.

Еда:
Со своей субъективной точки зрения скажу, что едой в Сочи я была довольна больше, чем в Абхазии. Если в Сочи можно извернуться и найти места, где можно не просто сменить кухню с грузино-абхазской на какую-нибудь другую, хотя бы заказать простые блюда типа гарнира, супа, разнообразно приготовленных овощей, то в Абхазии с этим сложнее. Действительно хорошая, свежая и вкусная еда - небольшие кафе с исключительно абхазской кухней. У меня сейчас перед глазами снова предстает это меню, из которого мне нечего заказать для годовалого ребенка с 4мя зубами. Турбоуглеводная мамалыга, шашлык, жирный хачапур, крупно нарезанный салат, острый лобио и харчо и прочее. Это все несомненно вкусно, но Полина привыкла к другой еде. Поэтому поделюсь местами, где нам понравилось.
Кстати, в Абхазии курят в кафе и ресторанах. Приходя туда с детьми, стоит иметь это в виду.

1. В ТОПе поездки был небольшой ресторанчик между Гудаутой и Пицундой, расположенный перед мостом через реку Хыпста (Белая речка). Хозяйка сказала, что он называется "Охотничий дворик", но по этому названию его все равно не найти ни на карте, ни даже на нем самом нет никакой вывески. Небольшая терраса с деревянной крышей, дворик, где бегают цыплята, милый садик и беседка, в которой, видимо, играют свадьбы. Там очень вкусно, все свежее, меню у них нет, все на выбор со слов официантки.

2. Мне понравилось кафе "Беседка" в Гагре несмотря на то, что два или три раза мы туда приезжали, и было закрыто. Один раз нам пришлось час гулять голодными с утра, потому что позавтракать было решительно негде, а накануне нам пообещали, что откроются в 10, но мы так и не дождались открытия. Когда пришли туда обедать, официантка сказала, что они открылись в 11:30. Но зато там есть вкусные домашние тортики, супы, гарниры, макароны, баклажаны с ореховым соусом и тд. Хотя брать хачапур я бы там не советовала. А еще вай-фай, что редкость. И вообще довольно уютная атмосфера, приятная музыка и кресла вместо привычных для придорожных кафе с вкусным шашлыком деревянных скамеек.

3. Женя все мечтал есть целыми днями в придорожном кафе на выезде из Гагры. Там большая печь, в которой жарят шашлык и варят мамалыгу. Сказал, шашлык там божественный, они с Димой все пытались выведать рецепт у повара. Но в целом неуютно, еда та же, что и везде. Но все вкусно.
Честно говоря, больше ничего выдающегося не вспоминается, была пара кафе с неплохими рейтингами в TripAdvisor, но на деле разочаровавшие. это Mon Cafe в Гагре, где было очень накурено и подгоревший омлет, кафе Мокко в Гагре, где был невкусный кофе, подгоревшие сырники, ЗАТО было постное меню, которым можно было успешно накормить Полину.
На самом деле все эти отзывы и рекомендации очень относительны. Каждый ищет свое.
А в Сухуме, кстати, в кафе Наарта Жене принесли полкило рыбы, когда он попросил "небольшой кусок".

В Красной Поляне нам очень понравилось в Трактире Трикони. Очень большое меню и все вкусно. Особенно чесночные гренки, супы, паста тоже вкусная.
В качестве доказательства  - Полич в сметане от борща.
Kenny Pub в нашем отеле, Парк Шале Резиденция, тоже понравился.
Еще ребята ели раков в Первой Раковой. Сказали, что лучше бы взяли побольше креветок ;)
Вообще, много где ели, даже в ТЦ в Сочи и в Роза Хуторе. Но еда в ТЦ есть еда в ТЦ, она везде одинаковая.
В заключение можно сказать про ценник. В Сочи средний чек на нас троих выходил 1500. В Абхазии - максимум 1000.

Продолжение про места и Полину в поездке следует ;)